logo prof

Резервирование спецодежды: где искать просчёты?

Ещё в середине прошлого года на ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» была введена новая система планирования поставок спецодежды, рабочей обуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ). Она кардинально отличается от той, что была на нашем предприятии раньше. Несмотря на то, что новая методика функционирует уже более полугода, наладить её бесперебойную работу пока ещё не удалось. В чём причина сбоев и как их в будущем избежать? Об этом мы поговорили с заместителем председателя профсоюзного комитета Натальей Бутенко, которая возглавляет комиссию профкома по охране труда и пожарной безопасности.

Беседа наша прошла накануне совместного заседания представителей администрации и профсоюзного комитета ПАО «АМКР», на котором были подведены итоги в сфере охраны труда за 2013-й год. Наталья Бутенко сразу же обмолвилась, что, говоря о новой схеме поставок спецодежды и СИЗ в структурные подразделения нашего предприятия, она не собирается искать виновных. Высказанное ею – это всего лишь её личное мнение по поводу того, что мешает наладить у нас хорошо функционирующую систему снабжения и что необходимо сделать для исправления ситуации.

– Наталья Алексеевна, ваша комиссия изучила новую систему, по которой цеха нашего предприятия сейчас получают для своих работников спецодежду и СИЗ. Внедрение нового метода не обошлось, к сожалению, без различных эксцессов и недоразумений – то поставку спецодежды и обуви затянули на длительный срок, то привезённые изделия оказались не тех размеров, что необходимы. Где, по вашему мнению, нужно искать причины подобных недоработок?

– Просчёты допускаются на всех этапах, начиная от оформления заявок и заканчивая приёмом спецодежды в цехах предприятия. Сама система, в общем-то, неплоха – за рубежом она успешно работает. Она достаточно проста и эффективна, но только если всё делать правильно. К сожалению, пока добиться этого на практике не удаётся.

Очень часто задержки начинаются уже на начальном этапе, на уровне структурных подразделений. Там до сих пор ещё не могут перестроиться и начать работать по-новому.

Чтобы к положенному сроку получить необходимую спецодежду и СИЗ, надо вовремя зарезервировать на них заявку. При этом нужно помнить, что после резервирования придётся ждать ещё около 65-ти дней до того времени, когда новые изделия поступят в цеховую кладовую.

Для того чтобы упростить цехам работу и отработать механизм оформления резервирования, в этом году было решено выделять средства на приобретение спецодежды и СИЗ не ежеквартально, как раньше, а сразу на весь год. Соответственно – резервирование тоже необходимо составлять на год. Однако в комиссии профкома по охране труда и пожарной безопасности выяснили, что на первый квартал 2014-го года цеха ПАО «АМКР» заказали спецодежды и СИЗ на сумму в 25 миллионов гривень, а вот на остальные три квартала вместе взятые заказано всего лишь на 5 миллионов гривень. Это говорит о том, что на местах не спешат делать заявки, откладывая всё на потом.

На последнем совещании только представители двух цехов аглодоменного департамента подняли руку на вопрос: «Кто начал выдавать по два комплекта спецодежды сразу?» В остальных структурных подразделениях пока ещё, видимо, продолжают работать по старинке.

Кстати, резервирование спецодежды и СИЗ на целый год ни в коем случае не отменяет корректировки, которые можно вносить по ходу дела, если, например, на работу приняты новые люди, кто-то уволился или человек неожиданно похудел или пополнел.

– Что нужно для успешного резервирования спецодежды?

– Для того чтобы резервирование прошло успешно, в структурных подразделениях должны составить соответствующие заявки, в которых отдельно для каждого работника необходимо указать его размеры, рост, полноту и так далее. Из всех этих данных оформляется общий заказ, который отдельными шифрами вводится в автоматизированную систему учёта SAP.

Стоит только допустить какую-то ошибку, например, указать неверный шифр, и дальше всё пойдёт не так, как надо. Вот, к примеру, недавно в паросиловом цехе вынуждены были отказаться от костюмов, которые им привезли. Работникам этого структурного подразделения положено носить саржевые костюмы, но выяснилось, что при оформлении заявки шифр указали другой, который соответствовал хлопчатобумажным костюмам. Естественно, им и привезли вместо саржи х/б.

После оформления заявки на спецодежду и СИЗ, её должны деблокировать начальник структурного подразделения и специалисты службы контролинга. Перед этим они проверяют, каждый на своём уровне, правильность оформления заказа. Иногда бывает, что заявку возвращают, потому что неверно указаны какие-то позиции. Естественно – это потерянное время.

Только после того, как всё оформлено, проверено и деблокировано, заявка, наконец, резервируется, и наступает отведённый по новым нормам срок в 65 дней, в течение которых служба снабжения нашего предприятия занимается приобретением спецодежды и СИЗ. Они объединяют заявки со всех цехов, ищут производителей на то или иное изделие, заключают с ними договоры, а после изготовления продукции доставляют её на предприятие.

Когда происходит резервирование, становится известен день, в который новая спецодежда поступит в цех. Случается, что в цехах попросту не отслеживают эту дату – заказали и забыли. Иногда в цехах новую спецовку ожидают на одно число, а фактически привоз назначен на совершенно другое. Примером может служить недавний случай в сортопрокатном цехе №1. Там спецовку заказали с расчётом на получение её 13-го января, но в ходе резервирования день привоза был назначен на 9-е января. При этом кладовщица до 10-го числа ушла в отпуск. Хорошо, что эта нестыковка вовремя обнаружилась…

В связи с этим стоит отметить, что если в назначенный день спецодежда и СИЗ не принимаются в цехе, то эта заявка автоматически аннулируется, и её нужно оформлять по-новому. При этом забрать спецовку с центрального склада раньше назначенного дня тоже нельзя.

– В чём причина таких строгих правил?

– Подобная строгость обусловлена тем, что в процессе резервирования используется автоматизированная система компьютерного учёта SAP. Для работы с ней необходима предельная внимательность и чёткое соблюдение установленного порядка. Я бы сказала, что здесь необходима немецкая педантичность. К сожалению, при нашей славянской безалаберности эта система приживается с большим трудом.

К тому же – SAP далеко не идеален. У этой системы довольно много недостатков. Вот совсем недавно выявилась такая недоработка. Представители одной профессии в общем получают одинаковую спецодежду и СИЗ, однако в различных цехах есть свои нюансы, связанные с их спецификой. Например, у электромонтёров конверторного или агломерационного цехов, работающих непосредственно на производстве, и их коллег, обслуживающих цех складского хозяйства или административно-бытовые помещения, рабочая среда разная. Естественно, что выдаваемые им СИЗ в чём-то отличаются. Однако система SAP оказалась настроена таким образом, что стоит одному цеху завести в неё заявку на электромонтёра, как она автоматически продублирует её и на другие структурные подразделения, где будет указана эта профессия.

Эта проблема была поднята на последнем совещании по охране труда, и программисты, которые обслуживают SAP, пообещали исправить данную недоработку. Они признали, что это несовершенство самой программы.

– В цехах оформлением заявок должны заниматься ответственные за это люди. Везде ли они есть?

– На последнем совещании по охране труда предцехкомов попросили предоставить копии распоряжений о назначении должностных лиц, ответственных за резервирование спецодежды и СИЗ. Хотелось бы знать, кто в цехах официально занимается этим. Так вот такие копии прислали единицы цехов. По остальным пока информация отсутствует. Это не значит, что там вообще нет таких людей, просто назначили их, скорее всего, устно, а значит – официальную ответственность за срыв поставок спецодежды и СИЗ они не несут. Получается, что спросить в такой ситуации не с кого.

Известны случаи, когда даже начальники цехов толком не знали, кто у них ответственен за резервирование, хотя именно они и должны были назначать этих лиц.

– Насколько квалификация тех лиц, кто всё же отвечает за резервирование спецодежды и СИЗ, соответствует необходимому уровню?

– Все эти люди в своё время проходили обучение. Другое дело – они ли в действительности занимаются оформлением заявок или это делает кто-то другой? Кстати, на последнем совещании по охране труда специалистами службы снабжения было заявлено, что если кто-то недоучился или недопонимает как оформлять заявку, например, вносить информацию в SAP, то они готовы приехать прямо в цех и объяснить, как и что делать.

– Неужели причины сбоев следует искать только в цехах?

– Конечно, нет. Даже если в цехах всё сделали правильно, их могут подвести снабженцы, производители или транспортники. Вот, например, бывали случаи, когда вместо большегрузного КамАЗа под погрузку предоставлялась ГАЗель, в которую вся партия спецодежды и СИЗ просто не могла поместиться. В итоге не вывезенная в назначенный день партия также подлежала аннуляции.

Кстати, на заседании комиссии предприятия по охране труда и пожарной безопасности, которое состоялось 27 декабря прошлого года, управляющий по транспорту пообещал, что в 2014-м году такие случаи учтут, и количество транспорта, а также его тоннаж будет строго соответствовать поданным заявкам.

Раньше часто цеха изыскивали автотранспорт самостоятельно и присылали его на центральный склад под погрузку спецодежды. Однако на всё том же заседании комиссии по охране труда было решено исключить такой самовывоз.

Дело в том, что людей, обслуживающих центральный склад, ограниченное количество. Все они задействованы на погрузке машин, развозящих спецодежду и СИЗ централизовано, поэтому грузить другие машины они просто не успевают. К тому же заполнить такую машину – это ведь не просто набрасать груз в кузов. Необходимо всё тщательно пересчитать, проверить – речь-то идёт о материальных ценностях немалой стоимости.

– Подводя итог всему вышесказанному,– ваше мнение о новой системе планирования поставок спецодежды и СИЗ и перспективах её внедрения…

– Как и ко всякому новому, к этой системе необходимо привыкнуть. В процессе её внедрения возникает множество нюансов, она изменяется, подгоняется под наши реалии. Я думаю, что при определённых усилиях как со стороны администрации ПАО «АМКР», так и со стороны руководства цехов она всё-таки сможет эффективно работать и на нашем предприятии.

Беседовал Алексей МИЧКОВ

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Вы здесь: Главная Направления деятельности Охрана труда Резервирование спецодежды: где искать просчёты?

Наш адрес

  • Адрес для писем:
    50095, Днепропетровская обл.,
    г. Кривой Рог, ул. Орджоникидзе, 1,
    первичная профсоюзная организация ПМГУ
    ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог»,
    Телефон: +380 (56) 499-31-66 (приёмная)
  • E-mail: amkrprof@gmail.com