logo prof

Спрашивали? Отвечаем!

Вместе профинфоЭти вопросы сегодня волнуют работников ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог».

16.08.2011 г. на предприятии было издано распоряжение №440 «Об изменении дислокации рабочих мест работников ЭС АСУТП САТП», в результате чего нас, переведя в непредназначенное для производственных целей помещение, необорудованное для работы по нашим специальностям, а именно в комнату сменно-встречных собраний, фактически лишили возможности выполнять свои трудовые обязанности. Правомерны ли действия администрации? Как профсоюз защищает наши права?

ПоданняДействия администрации в данном случае являются неправомерными. То, что работникам, указанным в распоряжении №440, перестали поручаться какие бы то ни было производственные задания, несмотря на наличие работы на предприятии и отсутствие простоя, является нарушением со стороны администрации предприятия ст. 21 КЗоТ Украины и пункта 11.1 Правил внутреннего трудового распорядка, которые действуют на предприятии. В соответствии с пунктом 11.1 Правил администрация предприятия обязана правильно организовать труд работника, чтобы каждый работал по своей специальности и квалификации, имел закреплённое за ним рабочее место, своевременно до начала работы, которая поручается, был ознакомлен с поставленным заданием и обеспечен работой на протяжении всего рабочего дня (смены).

В этой связи профсоюзный комитет направил соответствующее официальное представление на имя генерального директора предприятия, в котором потребовал устранить вышеуказанные нарушения КЗоТ и Правил внутреннего трудового распорядка. В противном случае, было отмечено в представлении, профсоюзный комитет будет вынужден обратиться в соответствующие государственные органы, добиваясь привлечения к ответственности административных лиц на предприятии, виновных в нарушении трудового законодательства.

Могут ли результаты различных тестирований, устраиваемых на предприятии для его работников, служить основанием для увольнения работников за несоответствие занимаемой должности?

Нет, работника нельзя уволить по причине несоответствия занимаемой должности (п. 2 ст. 40 КЗоТ Украины) лишь по результатам тестирования.

Министерство труда и социальной политики Украины в своем письме №06/2–4/1 от 01.06.1999 г. разъяснило, что несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации может быть основанием для увольнения работника лишь тогда, когда у собственника есть фактические доказательства того, что именно из-за этого работник не может надлежащим образом выполнять возложенные на него трудовые обязанности, и когда такого работника невозможно, с его согласия, перевести на другую работу. Несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации может быть признано только по результатам аттестации работника.

Основным нормативным актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, и в настоящее время является постановление Совета Министров СССР от 26.07.73 г. №531 «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи».

Процедура проведения аттестации определена в Положении о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденном Советом Министров СССР от 05.10.73 г. №420/267. Указанное постановление не предусматривает обязательного проведения аттестации, а только рекомендует ее проводить.

Аттестация проводится периодически, один раз в три – пять лет. Сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем предприятия по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации.

В очередную аттестацию не включаются:

– лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

– молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений;

– беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года.

Для проведения аттестации руководитель предприятия, организации приказом назначает аттестационную комиссию (председателя, секретаря и членов комиссии) из числа руководящих работников, высококвалифицированных специалистов. В состав комиссии входят также представители профсоюзной организации.

Аттестации должна предшествовать подготовительная работа. На каждого работника, подлежащего аттестации, его непосредственным руководителем совместно с профсоюзной организацией составляется отзыв (характеристика), в котором отражается его производственная деятельность, квалификация и соблюдение им трудовой дисциплины. Отзыв вместе с аттестационным листом предыдущей аттестации представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до аттестации, а аттестуемый работник должен быть ознакомлен с представленным на него отзывом не менее чем за неделю до ее начала.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные материалы и заслушивает сообщение аттестуемого о его работе. Аттестационная комиссия открытым голосованием дает одну из следующих оценок деятельности работника:

– соответствует занимаемой должности;

– соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;

– не соответствует занимаемой должности.

Аттестационная комиссия может давать рекомендации о продвижении отдельных работников по работе или других поощрениях за достигнутые ими успехи, о переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности, а в необходимых случаях рекомендации по улучшению деятельности аттестуемых работников, повышению их деловой квалификации и другие рекомендации.

Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист, составленный в двух экземплярах, который подписывается председателем и членами комиссии, принявшими участие в голосовании, а результаты аттестации сообщаются аттестуемому работнику непосредственно после голосования.

Руководитель предприятия с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке в срок не более двух месяцев со дня аттестации может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности перевода работника с его согласия на другую работу руководитель предприятия может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с ним трудовой договор в соответствии с действующим законодательством.

На рабочем собрании нам объявили о том, что не будут больше доплачивать за дополнительные объемы работ, связанные с недоштатом, так как на предприятии был издан приказ, который запрещает такие доплаты. Что это за приказ? И можем ли мы отказаться от выполнения дополнительных работ, если нам за них не платят?

ПоданняВ соответствии с п. 10.9 Правил внутреннего трудового распорядка, действующих на предприятии, круг обязанностей (работ), которые выполняет каждый работник по своей специальности, квалификации и должности, определяется Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей служащих, а также техническими правилами, должностными инструкциями и положениями, утвержденными в установленном порядке. Кроме того, ст. 21 КЗоТ Украины определено, что работник обязуется выполнять работу, которая определена трудовым договором, с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Исходя из изложенного администрация не вправе требовать от работника выполнения работ, которые не предусмотрены его трудовым договором, ПТИ, рабочей инструкцией. В случае, если это происходит, работник имеет полное право отказаться от выполнения таких работ.

Что касается приказа, запрещающего установление доплат за расширение зоны обслуживания и выполнение дополнительного объема работ. Действительно, 11.08. 2011 года на предприятии был издан приказа №1082 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке совмещения профессий работников и доплате за временно отсутствующего работника». В соответствии с пунктом 1.1 данного приказа на директора департамента по персоналу была возложена обязанность по внесению изменений в вышеуказанную инструкцию, но при этом в приказе ничего не сказано о том, что вносимые изменения должны быть согласованы с профсоюзным комитетом предприятия, чем были нарушены пункт 2.1 действующего Коллективного договора предприятия и нормы действующего законодательства нашей страны.

Отметим, что согласно пункту 2.6.4. Коллективного договора предприятия собственник обязуется производить доплаты «за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания или выполнение дополнительного объёма работ – за счёт экономии фонда по тарифным ставкам или окладам, какие могли бы выплачиваться при условии нормативной численности работников». Но этой норме Коллективного договора полностью противоречат пункты 2.1, 2.2, 2.3 приказа №1082 от 11.08. 2011 года. Профсоюзный комитет акцентировал на этом внимание, подготовив и направив соответствующее официальное представление на имя генерального директора предприятия. В представлении, в частности, было отмечено, цитируем языком оригинала:

«Пункт 2.1 Наказу дозволяє керівникам структурних підрозділів підприємства звертатись до адміністрації підприємства з проханням про встановлення доплат робітникам дільниць, на яких змінилася чисельність, лише в тих випадках, коли чисельність дільниці підтверджена нормативами, розробленими науково?дослідницькими інститутами. Станом на сьогоднішній день нормативи чисельності розроблені лише для конверторного цеху, а Колективний договір взагалі не містить визначення нормативної чисельності працівників, таким чином, адміністрація без погодження з профспілковим комітетом встановлює додаткові умови проведення доплат порівняно з тими, що містяться в Колективному договорі.

В п. 2.2 Наказу зазначено, що при наявності нормативу чисельності, доручення додаткових обсягів робіт і укладення угоди можливе тільки з одним робітником без розподілу обсягів і доплати між робітниками дільниці, але в Колективному договорі відсутні будь-які обмеження стосовно кількості працівників, яким можуть бути встановлені доплати.

Пунктом 2.3 Наказу визначено, що у випадках відсутності нормативів чисельності, роботу необхідно розподіляти між робітниками і виконувати в межах робочого часу без встановлення доплат. Таким чином, адміністрація, збільшуючи навантаження на кожного працівника і підвищуючи інтенсивність праці, позбавляє робітників права на отримання доплат, закріпленого в Колективному договорі та Галузевій угоді.

Викладене вище свідчить про те, що адміністрація підприємства в односторонньому порядку прийняла рішення з питань оплати праці, що погіршило умови, встановлені Колективним договором, Галузевою угодою, порушивши при цьому ст. 97 КЗпП України».

Администрация предприятия мотивировала издание приказа необходимостью выполнять решение Дзержинского районного суда от 05.05. 2011 года. Но пункты 4.4.2 и 4.5.4. Инструкции о порядке совмещения профессий работников и доплате за временно отсутствующего работника, правомерность которых была предметом судебного рассмотрения по иску немногочисленной первичной организации всеукраинского профсоюза работников науки, производства и финансов, действующей на предприятии, были исключены из Инструкции, а пункт 5.5 был изложен в новой редакции ещё до вынесения судебного решения.

В сложившейся ситуации, когда всё вышеизложенное повлекло за собой очевидные сложности в начислении доплат за временно отсутствующих работников в подразделениях предприятия, а значит и непосредственно затронуло интересы всего трудового коллектива предприятия, а не только немногочисленных членов профсоюза работников науки, производства и финансов, профсоюзный комитет первичной организации профсоюза металлургов и горняков ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» инициировал проведение двух совещаний с ответственными работниками службы директора департамента по персоналу для рассмотрения данного вопроса.

В поданном представлении на имя генерального директора предприятия, о котором говорилось выше, профсоюзный комитет ПМГУ потребовал устранить все допущенные в связи с изданием приказа №1082 нарушения Коллективного договора и законодательства Украины путём отмены этого приказа. В противном случае, было отмечено в представлении, профсоюзный комитет будет вынужден обратиться в соответствующие государственные органы, добиваясь привлечения к ответственности административных лиц на предприятии, виновных в нарушении трудового законодательства.

«Вместе профинфо» № 36(280) от 8.09.2011 г.

 

Наш адрес

  • Адрес для писем:
    50095, Днепропетровская обл.,
    г. Кривой Рог, ул. Орджоникидзе, 1,
    первичная профсоюзная организация ПМГУ
    ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог»,
    Телефон: +380 (56) 499-31-66 (приёмная)
  • E-mail: amkrprof@gmail.com