logo prof

Председатель ЦК ПМГУ Владимир Казаченко: «Заёмный труд. Путь к бесправию»

alt7 октября отмечался  Всемирный день борьбы за достойный труд.

Понятие и концепция заёмного труда возникли в Соединённых Штатах Америки ещё в 60-е годы прошлого столетия. Легитимность такой формы неустойчивой занятости была признана Международной организацией труда, которая приняла в 1997 году конвенцию №181 и рекомендацию №188 о частных агентствах занятости. В соответствии с этими документами частным агентствам занятости предоставляется право найма работников с целью передачи их третьей стороне.

Казалось бы, что использование нестандартных форм занятости – явление прогрессивное, обеспечивающее, как отмечается в Конвенции, «гибкость в функционировании рынков труда». Однако на практике интересы труда и капитала в этом вопросе традиционно разошлись.

То, что активное распространение нестандартных форм трудовых отношений сулит собственникам предприятий очередные серьёзные барыши – вне всяческих сомнений. Впрочем, так же однозначно можно говорить и о том, что заёмный труд сегодня по всему миру становится самым серьезным препятствием на пути соблюдения прав работников.

Во-первых, он лишает трудящихся гарантии постоянной занятости, поскольку в любой момент их могут перевести на другое предприятие или вообще отказаться от их услуг. Во-вторых, работники теряют право на вознаграждения, связанные с непрерывностью стажа работы на одном предприятии (например, «тринадцатая» зарплата, социальное страхование и др.), зачастую не получают выплаты по больничным листам, «декретные» и т.п. В-третьих (и это очень важно для работников предприятий ГМК), человек, фактически отработав на участке с вредными и опасными условиями труда, может лишиться права на льготную пенсию. Ведь юридически он числится сотрудником кадрового агентства, где отсутствуют вредные условия труда.

Кроме того, работники, состоящие в штате кадрового агентства, не являются членами профсоюза, а значит, не участвуют в колдоговорном процессе и, соответственно, лишены права на коллективную защиту своих трудовых интересов. Аналитики считают, что так называемый «двухслойный коллектив», где есть и основной персонал, и временные работники, чаще всего, отличается разобщённостью, и администрации значительно легче манипулировать трудящимися.

Профсоюз металлургов и горняков Украины уже несколько лет решительно борется за определённые ограничения применения заёмного труда на предприятиях горно-металлургического комплекса.

Впервые ПМГУ столкнулся с применением нетрадиционной занятости в 2003 году на Николаевском глиноземном заводе. Пришедшая на предприятие компания «РУСАЛ», с целью повышения конкурентоспособности бизнеса приняла решение о проведении реструктуризации предприятия путем выведения из его состава непрофильных активов. При активном участии профкома предприятия удалось избежать негативных последствий для работников.

Сегодня нетрадиционные формы занятости (аутсорсинг, аутстаффинг) применяются работодателями на предприятиях Днепропетровска, Запорожья и особенно активно в Кривом Роге и Донецке.

О масштабах явления говорит тот факт, что на 9 горно-металлургических предприятиях Кривого Рога к выполнению определённых работ привлечены 69 сторонних организаций. Однако, в силу того, что большинство из них было создано самими предприятиями с целью выведения непрофильных активов, штат вновь созданных организаций, в основном, сформировался из бывших работников предприятий. Благодаря усилиям профкомов, трудящиеся не прервали своего членства в ПМГУ и продолжают состоять на учете в тех же профорганизациях.

Достаточно жёсткую позицию по вопросам применения нетипичных форм занятости занимают профкомы предприятий ГМК Донецкой области.

 Так, профком ПМГУ в ПАО «МК «Азовсталь» при выведении за штат предприятия работников оговаривает с работодателем необходимость защиты прав и интересов этих членов профсоюза. Бывают случаи, когда профком не даёт согласие на увольнение. Если же работника в этой ситуации всё-таки уволят, юристами профкома ему будет оказана юридическая помощь в суде.

Профком меткомбината «Азовсталь» добился того, чтобы ряд положений коллективного договора предприятия распространялся на трудящихся, выведенных за штат, но при этом фактически продолжающих работать на комбинате.

Но, к сожалению, есть немало предприятий, работникам которых не удалось сохранить профсоюзное членство. Собственники этих предприятий не идут на социальный диалог с профсоюзом и отказываются от заключения коллективных договоров. А это значит, что трудящиеся этих предприятий лишаются профсоюзной защиты своих прав и интересов.

Вопрос применения нетипичных форм занятости на предприятиях горно-металлургичекого комплекса Украины сегодня остается самым актуальным. Он был одним из основных в повестке дня V съезда ПМГУ. В резолюции, которая была принята делегатами съезда, отмечается, что именно «гибкие» формы занятости разрушают стабильность трудовых отношений и институт бессрочных трудовых договоров, вносят дискриминацию в оплату труда, снижают гарантии безопасности и охраны труда, уменьшают возможность коллективной защиты работников в силу того, что новые работодатели препятствуют созданию проф­союзных организаций. Словом, заёмный труд не отягощает работодателей социальной ответственностью перед своими работниками. И в этих условиях профсоюз делает всё для того, чтобы отстоять интересы членов ПМГУ, не позволить собственнику вывести трудящихся из зоны действия коллективного договора, сохранить все социально-экономические и правовые гарантии.

Так, по инициативе ПМГУ в действующем Отраслевом соглашении предусмотрено, что в отношении работников, которые «выводятся» на нестандартные формы занятости, в течение года должны быть сохранены все нормы и гарантии коллективного договора. Кроме того, если работодатель нанимает на условиях индивидуальных гражданско-правовых договоров более 10 работников другого предприятия, он обязан информировать об этом первичную профсоюзную организацию в срок не позже 3 рабочих дней до момента принятия соответствующего решения.

Кроме того, Центральный комитет ПМГУ внёс предложения и дополнения в Закон о занятости населения, выступил инициатором разработки его отдельных статей, направленных на упорядочение деятельности частных агентств занятости. Закон принят и вступит в силу с 1 января 2013 года.

Профсоюз металлургов и горняков Украины и дальше будет противодействовать применению на предприятиях ГМК нестандартных форм занятости, бороться с необоснованным расширением использования срочных трудовых договоров, настаивать на запрете трудоустройства через кадровые агентства специалистов основных горно-металлургических профессий, а также работников на места с тяжёлыми и вредными условиями труда.

 

 
Вы здесь: Главная Актуально Председатель ЦК ПМГУ Владимир Казаченко: «Заёмный труд. Путь к бесправию»