Многое постигали методом проб и ошибок
- Дата: 20.05.2016
- Чем живёшь, коллектив?
- Просмотров: 2150
В этом году КХП – верный спутник криворожского металлургического гиганта – отметит свой 80-летний юбилей. С запуска первой коксовой батареи в 1936 году коксохимическое производство выросло и окрепло, перенесло восстановление после разрушительного военного лихолетья, значительно расширилось и нарастило производственную мощь. Всё это было бы невозможно без тех людей, кто посвятил «коксохиму» годы жизни, вкладывая в него свой труд. В преддверии празднования знаменательной даты мы решили подготовить серию материалов, в которых ветераныкоксохимики расскажут о своём трудовом пути и истории развития производства, ставшего неотъемлемой частью их жизни.
Свой трудовой путь на коксохимическом производстве Иван Лукьянович Тарасенко начал весной 1958 года. К этому времени коксохим уже больше года входил в состав Криворожского металлургического завода «Криворожсталь». Окончив Днепропетровский коксохимический техникум, молодой специалист попал по распределению в Кривой Рог. Место для него нашлось в углеподготовительном цехе, работой которого в тот момент руководил Иван Григорьевич Балутин.
Приступив к обязанностям слесарямеханика, Иван Лукьянович начал осваивать премудрости профессии на практике. Поначалу обслуживал дозировку и конвейер угольной башни: занимался заменой и ремонтом роликов. После попал в дробильное отделение, на конечную подачу на углевую башню коксового цеха.
– Барабаны на конвейерах тогда были литыми. Если надо было «вшивать» в барабан транспортёрную ленту, чтоб она не пробуксовывала, приходилось в него залазить – я был маленький, худенький, туда помещался. – вспоминает ветеранкоксохимик. – Хотя техника безопасности соблюдалась, мне было не по себе, боялся, что конвейер ктонибудь включит.
За несколько месяцев освоив первую рабочую специальность, молодой человек осенью ушёл на два с половиной года на службу в армию. Стоит отметить, что к тому моменту предприятие его как молодого специалиста уже обеспечило жильём – комнатой «в уплотнении». После армии он решил не возвращаться на прежнее место работы, а попробовать свои силы в коксовом цеху. Первое время Иван Лукьянович работал слесареммехаником, обучался секретам мастерства у опытных коллег, позже – перешёл бригадиром на сортировку.
– Механиком цеха в то время был Анатолий Кондратьевич Запорожец. Думаю, он и образования не имел, но имел светлую голову. Он занимался восстановлением завода после войны. Когда я учился в техникуме, его разработки уже упоминались в учебнике. В коксовом цехе у Запорожца были надёжные помощники. Бригадир Платон Андреевич Беда ещё до войны строил завод, а потом его восстанавливал, монтировал оборудование, знал всё от и до. Ничем ему не уступал и Владимир Андреевич Водяной. В его бригаде ребята были молодые, здоровые, никакой работы не боялись.
Спустя время перспективному специалисту предложили занять должность мастера по анкеражу, а кроме того передали в его ведение газовое хозяйство – механическую часть.
– Этими вещами занимались мастера по регулировке: на батареях №№ 1,2 Иван Иванович Литовко, на батареях №№ 3,4 Николай Константинович Зюба, батареях №№ 5,6 Теодор Еремеевич Лазоренко, а руководил регулировочной работой Даниил Абрамович Бараш. Я был на подхвате. Но работа та запомнилась на долгие годы.
В то время системы для отвода конденсата фактически не было. Газовщики поставили задачу – чтонибудь с этим сделать. Иван Лукьянович и придумал – установить поплавковые клапаны. Поморочили тогда голову и кузням, и механическому цеху, чтобы отштамповать шары из латуни – поплавки. Но в итоге клапаны заработали. За это дело рационализатор получил денежное вознаграждение.
Взялся механик и за улучшение конструкции загрузочных люков. Крышки и рамы люков часто лопались, надо было искать решение этой проблемы. Узнали коксохимики, что на других заводах используют массивные квадратные люки, решили и сами такими обзавестись.
– Я нарисовал свою конструкцию, по углам установил раскосы для прочности из жаропрочного чугуна. Изготовили первую партию, начали их устанавливать, а углы – мешают. Надо их снимать, а как? Чугун ведь резаком не режется! Взялся за это дело Яков Афанасьевич Кульпанов – опытный специалист. Целый день их «смолил», кабеля пожег, руки у него опухли… В конце концов попросил, чтобы ему выделили два баллона кислорода и через полоски листового железа срезал. Свою технологию выдумал. А конструкция люков с тех пор так и сохранилась. Многое мы постигали методом проб и ошибок.
Получали коксохимики и академические знания. Осенью 1962 года по инициативе городских властей и металлургического завода был открыт Криворожский вечерний металлургический факультет. Годом позже была открыта специальность «химическая технология», на которую поступили многие коксохимики, был в их числе и студент Тарасенко.
– С дисциплиной было очень строго, за пятиминутное опоздание могли и не пустить на занятия. Пришёл после начала – пиши объяснительную. Занятия – каждый день после работы, с шести до девяти, и пропускать нельзя. И вот на работе все соки вытягивают, а в институте – двери закрывают. Только через год полегче стало, когда пришёл новый декан, бывший производственник: на лекции стали пропускать и опоздавших.
Весной 1969 года начал свою работу коксовый цех № 2, куда Ивана Лукьяновича направили механиком. Тут также предстояла огромная работа. Коксовая батарея № 7 уже была готова выдавать первую продукцию, а установка тушения кокса – не построена. Было принято решение возвести временную тушильную башню и маленькую коксовую рампу. Места для этого не было, поэтому башню поместили на территории цеха улавливания за ремонтномеханическим цехом. Когда начали работать, пошли сплошные проблемы. На пути тушильного вагона было два поворота, на которых он постоянно бурился, а установка его на место занимала 4–6 часов. Эти проблемы удалось решить только год спустя с пуском установки сухого тушения кокса.
Дело в том, что КЦ№ 2 проектировался не коксохимиками, а угольщиками, без учета разных свойств кокса и угля, и поэтому в проекте было множество недоработок.
– Мое ознакомление с цехом началось с рассмотрения макета 3й коксосортировки, который был довольно внушительным. Это, по виду, была не коксосортировка, а фабрика по рассеву кокса. Все ее конвейеры были окожушены, рассеивающие агрегаты укрыты, море вентиляции. Красота, одним словом. Увы, радовались мы преждевременно. Углы наклонов конвейеров были завышены, а желоба для мелочи отсутствовали. Это привело к зашихтовке и засыпке всех конвейеров. А так как они все были защищены, и на совесть, то их уборка была крайне затруднена.
Были и другие проблемы. Недочёты коксохимики устраняли в процессе работы своими силами. Делали все, чтобы при всех проектных ошибках, недоработках, оборудование выполняло свои задачи. Так, бригадир коксосортировки № 3 Иван Григорьевич Балдин по выходным дням организовал реконструкцию всех желобов трактов коксоподачи по месту, без какоголибо проекта. Бригадиры слесарей выполняли основную работу по поддержанию оборудования в рабочем состоянии и его реконструкцию.
Проблемы были такие, что по неделе домой не отпускали. После смены цехового руководства Иван Лукьянович полгода совмещал должности помощника начальника цеха по оборудованию и механика и в какойто момент понял, что не выдержит больше такой работы на износ – ушел с завода. Но жизнь распорядилась так, что вскоре он вернулся на коксохим обратно, теперь уже заместителем главного механика по запасным частям. Главный инженер завода Виктор Григорьевич Иваницкий поручил ему шефствовать над коксовым цехом № 2.
В 1975 году на коксовых батареях № 7–8 начали сдвигаться рельсы пути двересъемной машины изза коррозии продольных балок рабочих площадок. Согласно проекту «Гипрококса», эти площадки были выполнены строителями цельными с бетонировкой балок. Чтобы частично заменить балку, строители разбили бетон в намеченных местах, и тут оказалось, что подготовленный согласно чертежу кусок балки не подходит. Выяснилось, что с документацией произошла большая путаница. Повезло, что в цехе нужная балка тоже имелась. Однако её замена забрала восемь часов. Стало ясно, что менять таким путем металлоконструкции всей площадки нельзя.
Поэтому механики совместно с подрядной организацией «Коксохимремонтом» начали прорабатывать разные варианты замены этих площадок. Остановились на замене площадки панелями. Руководство завода дало добро опробовать новый способ и работа закипела. В итоге, на батарее № 7 замена всей площадки была выполнена ровно за 10 часов. К замене площадки коксовой батареи № 8 подошли еще более тщательно и справились за 8часовой интервал. Ранее такого не делали нигде во всём Союзе.
В общем, коксохимики своими силами доводили цех до ума, и весьма успешно. А Иван Лукьянович трудился на коксохиме ещё долгих 27 лет в должности заместителя главного механика по запчастям, пока в 2004м году вышел на заслуженный отдых. Общий стаж его работы здесь составил целых 43 года.
Подготовила Алина ДОЦЕНКО