logo prof

Многое постигали методом проб и ошибок

В этом году КХП – ​верный спутник криворожского металлургического гиганта – ​отметит свой 80-­летний юбилей. С запуска первой коксовой батареи в 1936 году коксохимическое производство выросло и окрепло, перенесло восстановление после разрушительного военного лихолетья, значительно расширилось и нарастило производственную мощь. Всё это было бы невозможно без тех людей, кто посвятил «коксохиму» годы жизни, вкладывая в него свой труд. В преддверии празднования знаменательной даты мы решили подготовить серию материалов, в которых ветераны­коксохимики расскажут о своём трудовом пути и истории развития производства, ставшего неотъемлемой частью их жизни.

Свой трудовой путь на коксохимическом производстве Иван Лукьянович Тарасенко начал весной 1958 года. К этому времени коксохим уже больше года входил в состав Криворожского металлургического завода «Криворожсталь». Окончив Днепропетровский коксохимический техникум, молодой специалист попал по распределению в Кривой Рог. Место для него нашлось в углеподготовительном цехе, работой которого в тот момент руководил Иван Григорьевич Балутин.

Приступив к обязанностям слесаря­механика, Иван Лукьянович начал осваивать премудрости профессии на практике. Поначалу обслуживал дозировку и конвейер угольной башни: занимался заменой и ремонтом роликов. После попал в дробильное отделение, на конечную подачу на углевую башню коксового цеха.

– Барабаны на конвейерах тогда были литыми. Если надо было «вшивать» в барабан транспортёрную ленту, чтоб она не пробуксовывала, приходилось в него залазить – ​я был маленький, худенький, туда помещался. – ​вспоминает ветеран­коксохимик. – ​Хотя техника безопасности соблюдалась, мне было не по себе, боялся, что конвейер кто­нибудь включит.

За несколько месяцев освоив первую рабочую специальность, молодой человек осенью ушёл на два с половиной года на службу в армию. Стоит отметить, что к тому моменту предприятие его как молодого специалиста уже обеспечило жильём – ​комнатой «в уплотнении». После армии он решил не возвращаться на прежнее место работы, а попробовать свои силы в коксовом цеху. Первое время Иван Лукьянович работал слесарем­механиком, обучался секретам мастерства у опытных коллег, позже – ​перешёл бригадиром на сортировку.

– Механиком цеха в то время был Анатолий Кондратьевич Запорожец. Думаю, он и образования не имел, но имел светлую голову. Он занимался восстановлением завода после войны. Когда я учился в техникуме, его разработки уже упоминались в учебнике. В коксовом цехе у Запорожца были надёжные помощники. Бригадир Платон Андреевич Беда ещё до войны строил завод, а потом его восстанавливал, монтировал оборудование, знал всё от и до. Ничем ему не уступал и Владимир Андреевич Водяной. В его бригаде ребята были молодые, здоровые, никакой работы не боялись.

Спустя время перспективному специалисту предложили занять должность мастера по анкеражу, а кроме того передали в его ведение газовое хозяйство – ​механическую часть.

– Этими вещами занимались мастера по регулировке: на батареях №№ 1,2 Иван Иванович Литовко, на батареях №№ 3,4 Николай Константинович Зюба, батареях №№ 5,6 Теодор Еремеевич Лазоренко, а руководил регулировочной работой Даниил Абрамович Бараш. Я был на подхвате. Но работа та запомнилась на долгие годы.

В то время системы для отвода конденсата фактически не было. Газовщики поставили задачу – ​что­нибудь с этим сделать. Иван Лукьянович и придумал – ​установить поплавковые клапаны. Поморочили тогда голову и кузням, и механическому цеху, чтобы отштамповать шары из латуни – ​поплавки. Но в итоге клапаны заработали. За это дело рационализатор получил денежное вознаграждение.

Взялся механик и за улучшение конструкции загрузочных люков. Крышки и рамы люков часто лопались, надо было искать решение этой проблемы. Узнали коксохимики, что на других заводах используют массивные квадратные люки, решили и сами такими обзавестись.

– Я нарисовал свою конструкцию, по углам установил раскосы для прочности из жаропрочного чугуна. Изготовили первую партию, начали их устанавливать, а углы – ​мешают. Надо их снимать, а как? Чугун ведь резаком не режется! Взялся за это дело Яков Афанасьевич Кульпанов – ​опытный специалист. Целый день их «смолил», кабеля пожег, руки у него опухли… В конце концов попросил, чтобы ему выделили два баллона кислорода и через полоски листового железа срезал. Свою технологию выдумал. А конструкция люков с тех пор так и сохранилась. Многое мы постигали методом проб и ошибок.

Получали коксохимики и академические знания. Осенью 1962 года по инициативе городских властей и металлургического завода был открыт Криворожский вечерний металлургический факультет. Годом позже была открыта специальность «химическая технология», на которую поступили многие коксохимики, был в их числе и студент Тарасенко.

– С дисциплиной было очень строго, за пятиминутное опоздание могли и не пустить на занятия. Пришёл после начала – ​пиши объяснительную. Занятия – ​каждый день после работы, с шести до девяти, и пропускать нельзя. И вот на работе все соки вытягивают, а в институте – ​двери закрывают. Только через год полегче стало, когда пришёл новый декан, бывший производственник: на лекции стали пропускать и опоздавших.

Весной 1969 года начал свою работу коксовый цех № 2, куда Ивана Лукьяновича направили механиком. Тут также предстояла огромная работа. Коксовая батарея № 7 уже была готова выдавать первую продукцию, а установка тушения кокса – ​не построена. Было принято решение возвести временную тушильную башню и маленькую коксовую рампу. Места для этого не было, поэтому башню поместили на территории цеха улавливания за ремонтно­механическим цехом. Когда начали работать, пошли сплошные проблемы. На пути тушильного вагона было два поворота, на которых он постоянно бурился, а установка его на место занимала 4–6 часов. Эти проблемы удалось решить только год спустя с пуском установки сухого тушения кокса.

Дело в том, что КЦ№ 2 проектировался не коксохимиками, а угольщиками, без учета разных свойств кокса и угля, и поэтому в проекте было множество недоработок.

– Мое ознакомление с цехом началось с рассмотрения макета 3­й коксосортировки, который был довольно внушительным. Это, по виду, была не коксосортировка, а фабрика по рассеву кокса. Все ее конвейеры были окожушены, рассеивающие агрегаты укрыты, море вентиляции. Красота, одним словом. Увы, радовались мы преждевременно. Углы наклонов конвейеров были завышены, а желоба для мелочи отсутствовали. Это привело к зашихтовке и засыпке всех конвейеров. А так как они все были защищены, и на совесть, то их уборка была крайне затруднена.

Были и другие проблемы. Недочёты коксохимики устраняли в процессе работы своими силами. Делали все, чтобы при всех проектных ошибках, недоработках, оборудование выполняло свои задачи. Так, бригадир коксосортировки № 3 Иван Григорьевич Балдин по выходным дням организовал реконструкцию всех желобов трактов коксоподачи по месту, без какого­либо проекта. Бригадиры слесарей выполняли основную работу по поддержанию оборудования в рабочем состоянии и его реконструкцию.

Проблемы были такие, что по неделе домой не отпускали. После смены цехового руководства Иван Лукьянович полгода совмещал должности помощника начальника цеха по оборудованию и механика и в какой­то момент понял, что не выдержит больше такой работы на износ – ​ушел с завода. Но жизнь распорядилась так, что вскоре он вернулся на коксохим обратно, теперь уже заместителем главного механика по запасным частям. Главный инженер завода Виктор Григорьевич Иваницкий поручил ему шефствовать над коксовым цехом № 2.

В 1975 году на коксовых батареях № 7–8 начали сдвигаться рельсы пути двересъемной машины из­за коррозии продольных балок рабочих площадок. Согласно проекту «Гипрококса», эти площадки были выполнены строителями цельными с бетонировкой балок. Чтобы частично заменить балку, строители разбили бетон в намеченных местах, и тут оказалось, что подготовленный согласно чертежу кусок балки не подходит. Выяснилось, что с документацией произошла большая путаница. Повезло, что в цехе нужная балка тоже имелась. Однако её замена забрала восемь часов. Стало ясно, что менять таким путем металлоконструкции всей площадки нельзя.

Поэтому механики совместно с подрядной организацией «Коксохимремонтом» начали прорабатывать разные варианты замены этих площадок. Остановились на замене площадки панелями. Руководство завода дало добро опробовать новый способ и работа закипела. В итоге, на батарее № 7 замена всей площадки была выполнена ровно за 10 часов. К замене площадки коксовой батареи № 8 подошли еще более тщательно и справились за 8­часовой интервал. Ранее такого не делали нигде во всём Союзе.

В общем, коксохимики своими силами доводили цех до ума, и весьма успешно. А Иван Лукьянович трудился на коксохиме ещё долгих 27 лет в должности заместителя главного механика по запчастям, пока в 2004­м году вышел на заслуженный отдых. Общий стаж его работы здесь составил целых 43 года.

Подготовила Алина ДОЦЕНКО

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Вы здесь: Главная Чем живёшь, коллектив? Многое постигали методом проб и ошибок