logo prof

Чем обернётся для нас новая цена на газ?

Как известно, с 1-го мая нынешнего года для населения нашей страны решением правительства была установлена новая цена на природный газ. Напомним, что для всех домохозяйств, где на какие-либо нужды используется «голубое топливо», цена на него теперь является единой независимо от объёмов потребления и составляет 6 879 гривень за тысячу кубометров. Чем для жителей нашей страны грозит такая «газовая атака» и за счёт чего правительство пообещало смягчить её последствия? Давайте, попробуем в этом разобраться.

Для себя – не для МВФ?

Растиражированный отечественными СМИ «перевод стрелок» на МВФ, который был объявлен главным виновником введения новой цены на газ, дескать, это он «заставил» наше правительство пойти на столь непопулярный шаг, угрожая в противном случае прекратить выделение нам кредитов, любопытно прокомментировал Иван Миклош.

Этот известный политик-реформатор из Словакии, в прошлом её вице-премьер-министр, министр экономики и финансов, ныне – сопредседатель группы международных советников по поддержке реформ в Украине, отметил, что правительство нашей страны, приняв недавнее решение о повышении цены на газ, проявило…лидерские качества. Ибо оно, так сказать, взяло на себя смелость повысить цену больше, чем было нужно, исходя из программы сотрудничества с Международным валютным фондом.

По мнению господина Миклоша, Кабмин Владимира Гройсмана таким образом доказал, что Украина делает реформы не для МВФ или ЕС, не потому, что они этого хотят, а в первую очередь для себя.

Так что, получается, делать МВФ крайним в плане ответственности за очередной удар по благосостоянию жителей нашей страны явно не стоит. Тут, как выясняется, нужно отдать должное в первую очередь всё-таки «инициативности» родного правительства.

Европейская цена – не значит европейский уровень обслуживания

Увы, но рассмотреть хоть какой-то намёк на позитив в таких реформах «для себя», судя по всему, сразу по горячим следам у нас не смогли не только широкие массы потребителей природного газа, но и даже некоторые его поставщики. Так, например, региональная газовая компания ПАО «Криворожгаз» после первомайских праздников распространила пресс-релиз, в котором предупредила, что от установления правительством новой цены на газ на уровне импортной «улучшения уровня обслуживания криворожанам ждать не стоит». Ведь «львиная доля полученных от продажи газа средств будет направлена НАК «Нафтогаз Украины», компании-монополисту, которая не занимается ни обслуживанием потребителей, ни содержанием газотранспортной системы».

В пресс-релизе отмечается, что из тех 6,879 грн., которые теперь население обязано платить за кубометр газа, доля «Криворожгаза» составляет только 4% – это в качестве оплаты услуг этой компании по распределению газа, то есть по его доставке по газовым распределительным сетям конечным потребителям, тому же населению. Ещё 7% приходится на долю ГК «Укртрансгаз», который обеспечивает транспортировку газа по магистральным газопроводам. Итого, в целом транспортная составляющая в розничной цене на газ для населения в нашей стране в настоящее время составляет 11%, а в странах Европы – 26% – при такой же, как теперь у нас, оптовой цене на газ.

В результате, как информирует пресс-релиз, тех средств, которые сегодня зарабатывает «Криворожгаз» за счёт своей 4%-ной доли в розничной цене на газ, «хватает только на неотложные ремонты и поддержание газовых сетей в рабочем состоянии», с их реконструкцией и модернизацией – большая проблема. А ведь «Криворожгазу» ещё нужно до 1 января 2018 года установить потребителям газа почти 160 тыс. счётчиков, для чего потребуется более 300 млн. грн.

Все эти финансовые трудности, приводящие к убыточности компании (только за 2015 год её убытки составили 31,1 млн. грн.), негативно сказываются и на уровне зарплаты её работников: он на 35% меньше, чем в среднем на промышленных предприятиях Кривого Рога. Как следствие, компания теряет высококвалифицированных специалистов. Поэтому откуда тут взяться европейскому уровню обслуживания?

Теплоснабжение: жизненно необходимая услуга или дорогое удовольствие?

В общем, выходит, что надеятся на высокую надёжность и безопасность газоснабжения нам, несмотря на установление европейской цены на газ, пока нечего. Но, конечно, ещё хуже – это оказаться к зиме перед выбором, что делать: заняться голоданием, к сожалению, отнюдь не лечебным или экстремальным закаливанием? То есть, лучше быть голодным, но в тепле, или мёрзнуть в собственном жилище, экономя на потреблении газа и тепла, чтобы хватило денег на еду?

Да, новой цене на газ не успели толком порадоваться даже жители многоквартирных домов, не обременённые заботами об индивидуальном отоплении, хотя для них «голубое топливо» с 1-го мая формально, вроде бы, и подешевело: стало обходиться в 6,879 грн. за кубометр вместо прежних 7,188 грн. Дело в том, что Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, постаралась и для этой категории населения пораньше «документально оформить» совсем не радужные перспективы на будущий отопительный сезон.

Так, 5 мая отечественные СМИ облетела новость о том, что НКРЭКУ на своём заседании, которое состоялось в этот день, приняла решение об увеличении тарифов на централизованное теплоснабжение для населения нашей страны с 1-го июля текущего года. Во многих сообщениях прессы по этому поводу был процитирован комментарий главы Нацкомиссии Дмитрия Вовка, который объяснил, что «львиная доля» корректировки тарифов на тепло связана «с решением Кабинета Министров по цене на газ», что, впрочем, и так было понятно. При этом прошла информация, что тарифы на тепло возросли в среднем на 75–90%.

На сегодня на официальном сайте НКРЭКУ уже опубликованы данные по новым тарифам для каждого предприятия, оказывающего в нашей стране услуги населению по централизованному отоплению и централизованной подаче горячей воды.

Увы, если взять предприятия теплоэнергетики, работающие в Кривом Роге, то тарифы на их услуги, были увеличены, похоже, по максимуму. Об этом дают представление нижеследующие таблицы.

ТАРИФЫ НА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ОТОПЛЕНИЕ

ПРЕДПРИЯТИЕ Тариф на отопление для домов с приборами учёта теплоэнергии за 1 Гкал, грн. (апрель 2016 г.) Тариф на отопление для домов с приборами учёта теплоэнергии за 1 Гкал, грн. (одобренный на заседании НКРЭКУ 5 мая 2016 г.) Тариф на отопление для домов без приборов учёта теплоэнергии за 1 кв. м. отапливаемой площади, грн. в месяц (одобренный на заседании НКРЭКУ 5 мая 2016 г.)
ООО «Дзержинское управление регионального строительства» 680,21 1315,78 29,14
ГП «Криворожская теплоцентраль» 667,83 1305,38 37,93
КПТС «Криворожтеплосеть» 720,15 1395,67 42,20

ТАРИФЫ НА ПОДАЧУ ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ

ПРЕДПРИЯТИЕ Тариф на горячую воду при наличии полотенцесушителя за 1 куб.м. по показаниям счётчика, грн. (апрель 2016 г.) Тариф на горячую воду без полотенцесушителя за 1 куб.м. по показаниям счётчика, грн. (апрель 2016 г.) Тариф на горячую воду при наличии полотенцесушителя за 1 куб.м. по показаниям счётчика, грн (одобренный на заседании НКРЭКУ 5 мая 2016 г.) Тариф на горячую воду без полотенцесушителя за 1 куб.м. по показаниям счётчика (одобренный на заседании НКРЭКУ 5 мая 2016 г.)
ООО «Дзержинское управление регионального строительства» 74,74 68,38
ГП «Криворожская теплоцентраль» 40,50 37,43 74,76 68,83
КПТС «Криворожтеплосеть» 42,88 39,67 79,16 72,97

Таким образом, тариф на отопление для криворожан – потребителей соответствующей услуги ООО «ДУРС» – возрос на 93,8%, для тех, кого теплом снабжает ГП «Криворожская теплоцентраль», – на 95,46%, и для потребителей тепла от КПТС «Криворожтеплосеть» – на 93,8%.

Несложно подсчитать, что при таких тарифах криворожанам, проживающим в трёхкомнатных стандартных «хрущёвках» в домах без приборов учёта теплоэнергии, придётся платить за отопление своего жилья в зависимости от предприятия-поставщика этой услуги в пределах от 1600 до 2500 грн. в месяц. В более современных домах улучшенной планировки за отопление трёхкомнатной квартиры, естественно, придётся платить ещё больше.

Справедливости ради, надо сказать, что новые тарифы на отопление в Кривом Роге ещё не являются самыми высокими в пределах Украины. Например, жителям Днепродзержинска, которых снабжает теплом ООО «Теплосервис», за отопление без приборов учёта теплоэнергии придётся платить 51,98 грн. за кв. м. жилплощади. В Никополе тариф на отопление от НКП «Никопольтеплоэнерго» утверждён на уровне 1484,37 грн. за 1 Гкал. Ещё более высокие тарифы установлены для потребителей тепловой энергии от Северодонецкой ТЭЦ – 1587,58 грн. за 1Гкал, от КП «Тепловодосервис» в Лозовой Харьковской области – 1551,61 грн. за 1 Гкал.

Хотя можно привести и примеры значительно более низких тарифов на отопление, чем в Кривом Роге. Так, в Терновке Днепропетровской области новые тарифы на отопление, которое будет обеспечивать здесь местное коммунальное предприятие, составили 470,99 грн. за 1 Гкал и 15,02 грн. за кв.м. отапливаемой площади. Но особенно повезло тем, кто будет «греться» от Хмельницкой АЭС: за 1 Гкал тепла им придётся платить только 96,23 грн., за кв. м. площади – 2,34 грн.

Но в основном, судя по данным НКРЭКУ, предстоящей зимой в Украине будет действовать тарифы на централизованное отопление близкие к криворожским. Так что, значит, и в целом по стране оно из жизненно необходимой услуги, которая по логике вещей должна быть общедоступной, грозит превратиться ну в очень дорогое удовольствие.

Затяните ремни и…ничего не почувствуете?

Как такое может быть? Может, если верить нашему нынешнему правительству. Нельзя сказать, что организовав в канун майских праздников тарифный «блицкриг» в стиле пресловутой «шоковой терапии», а может и военной операции под кодовым названием «шок и трепет», оно абсолютно не позаботилось об «обез­боливающих средствах» для населения. Главным из них – сродни наркозу, при применении которого даже самые малоимущие граждане, уже и прошлой зимой неспособные самостоятельно оплачивать счета на услуги ЖКХ, как заверил вице-премьер-министр Павел Розенко, никаких изменений не почувствуют, была объявлена система субсидий.

Кроме того, премьер-министр Владимир Гройсман лично презентовал две социальные инициативы возглавляемого им Кабмина, предусматривающие отмену с 1-го мая налогообложения пенсий и повышение государственных социальных стандартов с 1-го декабря нынешнего года не на 6,9%, как это прописано на данный момент в Госбюджете‑2016, а на 10,4%.

И уже 28 апреля, соответствующие законопроекты, подготовленные правительством, были поданы в парламент. В одном из них, предлагающем внести изменения в действующий закон о Госбюджете‑2016, предусмотрено выделить в текущем году дополнительные средства на предоставление населению льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг на сумму 5,269 млн. гривень. В результате, общая сумма, проходящая по этой статье расходов, должна составить 40 млрд. 269 млн. грн. Также предусматривается с 1-го декабря 2016 года размер прожиточного минимума в среднем на одно лицо повысить до 1544 грн. вместо ранее планировавшихся 1496 грн., прожиточный минимум для трудоспособных лиц, и приравненную к нему месячную минимальную зарплату, – до 1600 грн. вместо 1550 грн., почасовую «минималку» – до 9,59 грн. вместо 9,29 грн.

Прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, и приравненную к нему минимальную пенсию, предлагается в декабре поднять до 1247 грн. вместо 1208 грн., а базовый тариф 1-го разряда в бюджетной сфере установить с сохранением существующего его отставания от гарантированной государством минимальной зарплаты в 265 грн.

Но насколько эффективными могут быть все эти инициированные правительством меры, направленные на усиление социальной защищённости населения в условиях резкого повышения тарифов на газ и теплоснабжение?

Хорошо, но мало

В Федерации профсоюзов Украины назвали «безусловным позитивом» предложение правительства о повышении государственных социальных стандартов до конца этого года на более чем 10% по сравнению с их нынешними размерами. Но в то же время Совместный представительский орган профсоюзов, возглавляемый председателем ФПУ Григорием Осовым, направил обращение в Кабмин, в котором акцентировал внимание на том, что такие социально значимые решения недопустимо принимать без участия профсоюзов в их выработке, что, к сожалению, имело место в данном случае. Такая практика, по мнению СПО профсоюзов, является прямым нарушением принципов социального диалога и норм действующего законодательства, включая Регламент самого Кабинета Министров.

Как было заявлено, профсоюзная сторона, поддерживая инициативу правительства по повышению социальных стандартов, всё же считает, что предложенное повышение является недостаточным, учитывая ощутимое снижение уровня жизни в нашей стране в последние годы. Кроме того, по мнению профсоюзов, повысить соцстандарты следовало бы не в декабре, а с 1-го октября – в качестве профилактических мер по социальной защите перед началом отопительного сезона. А, вообще, само решение Кабмина об установлении единой цены на газ для населения профсоюзы оценили, как несвоевременное и такое, что нарушает принципы социальной справедливости.

Лучше быть бедным, чтобы меньше платить?

Недостаточное повышение социальных стандартов и ставка на субсидии: как вы думаете, к чему это может привести? Не кажется ли вам, что таким образом правительство серьёзно ставит под удар государственную политику, направленную на «легализацию» зарплат и вывод их из «тени», ради чего в этом году была значительно снижена для работодателей ставка единого социального взноса? Теперь, получается, и сам работник может оказаться заинтересованным в том, чтобы официально получать зарплату на уровне скромной «минималки», а неофициально – доплаты к ней «в конверте», чтобы меньше тратить на оплату услуг ЖКХ из собственного кошелька и претендовать на большие субсидии. Разве не так?

В подтверждение тому можно привести некоторые статистические данные. Так, в 4-м квартале прошлого года, то есть с началом отопительного сезона, в нашей стране дошло до того, что среди доходов населения доля социальной помощи и прочих трансфертов составила 40,1%, а зарплаты – только 36,2%.

В марте этого года, по данным Госстата, получателями субсидий в нашей стране являлись более 5 млн. семей – это свыше трети от их общего количества. При этом в некоторых областях, в частности, Сумской, Тернопольской, Полтавской, получателями субсидий оказались более половины от общего количества домохозяйств.

Но самое интересное, что субсидии всё равно не стали панацеей от задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. Так, официальная статистика свидетельствует, что в марте этого года 27,1% домохозяйств имели задолженность за три и более месяцев по оплате за отопление и горячую воду, и 19,3% – по оплате за газ. При этом уровень оплаты населением в этом году текущих счетов за отопление и горячую воду по состоянию на март составлял 91,7%, а за газ – 81,8%.

Стимул экономить

Кстати, правительство решило подкорректировать некоторые из действующих социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами, естественно, в сторону их уменьшения. В частности, постановлением № 317 от 27. 04. 2016 социальный норматив использования природного газа для индивидуального отопления был снижен с 7-ми до 5,5 куб.м. природного газа на 1 кв. м. отапливаемой площади в месяц. Были установлены также такие социальные нормативы на пользование газоснабжением:

– 4,4 куб.м. на человека в месяц при наличии газовой плиты и централизованного горячего вордоснабжения;
– 7,1 куб.м. – при наличии газовой плиты и отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя;
– 14 куб. м. – при наличии газовой плиты и газового водонагревателя.

Среди новаций, касающихся начисления субсидий, которые можно отметить со знаком «плюс», выделим норму постановления Кабмина № 319 от 27.04.2016, стимулирующую экономное потребление населением энергоресурсов при индивидуальном отоплении. Согласно этой норме неиспользованная в отопительный период часть субсидии эквивалентная стоимости 100 куб. м. природного газа или 150 кВт.ч. электроэнергии (в зависимости о того, какой источник энергии используется для выработки тепла) может засчитываться потребителю как оплата им своей обязательной части платежа за услугу в следующий отопительный сезон.

Будет ли тепло в школах и больницах?

Но субсидии – субсидиями. А волнует и то, как будет обстоять теперь дело с отоплением бюджетных учреждений – тех же больниц, школ, вузов. Ведь согласно решению НКРЭКУ от 5 мая льготные тарифы на тепловую энергию установлены только для религиозных организаций, а бюджетным организациям придётся платить по тем же тарифам, что и всем другим потребителям, кроме населения. Будет ли при этом обеспечено такое финансирование бюджетных учреждений, чтобы зимой при посещении поликлиник и больниц люди не зарабатывали себе дополнительные болячки от переохлаждения, а школьников не отправляли из не отапливаемых классов на бессрочные каникулы, чтобы потом навёрстывать отставание по школьной программе летом?

Выделение на те же субсидии 40 млрд. грн. свидетельствует, что наше государство не такое уж и бедное. Но ведь сами, знаете, почему-то очень часто до настоящего времени в нашей стране получается так, как говорил известный детский литературный герой кот Матроскин: средства у нас есть, у нас ума не хватает…

Подготовил Виктор БЕЛИК

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Вы здесь: Главная Газета «Вместе профинфо» Точка зрения Чем обернётся для нас новая цена на газ?