logo prof

Очередная волна оптимизации: важно максимально защитить работников (продолжение)

Мы уже сообщали о состоявшемся 11 ноября оперативном совещании профактива предприятия, на котором присутствовали также директор департамента по персоналу ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» Анджей Выпых и его заместитель по оптимизации бизнес­процессов и развитию функций Анна Адом. Представителям администрации предприятия были адресованы многочисленные вопросы, волнующие сегодня трудовой коллектив в связи с началом очередной кампании по оптимизации численности.

Так, работников прокатного департамента интересовал вопрос обоснованности вывода в аутсорсинг функций, выполняемых обработчиками ППМ. По мнению одного из представителей данной специальности, такая мера не имеет под собой экономического обоснования: «Первые 30 тонн, которые я обрабатываю, мне оплачивают из расчёта 2,60 грн. за тонну, последующие – дешевле, согласно разнарядке. На фирме, которая выполняет те же работы, фиксированная сумма за обработку каждой тонны, и она в пределах 9,00 грн. за тонну. Где же тут экономия?» – поинтересовался работник.

На что Анна Адом ответила, что эффективность данного шага рассчитывают руководители подразделений, и при этом они берут в расчёт не только стоимость выполнения работ. Оплата труда в данном случае составляет совсем небольшой процент от формирования себестоимости услуг по обработке поверхности металла, а кроме зарплаты имеется ещё множество других статей затрат, которые несёт предприятие, таких как покупка инструмента, обеспечение спецодеждой, дополнительные льготы работникам. Кроме того, компания несёт убытки в случае, если поверхность металла была обработана ненадлежащим образом, и к покупателю попал брак. В такой ситуации руководство ПАО «АМКР» считает наиболее целесообразным передать функцию обработки поверхностей металла в аутсорсинг, если стоимость услуг подрядной организации будет меньше затрат предприятия.

Впрочем, эти доводы показались прокатчикам малоубедительными. Как отметил другой обработчик ППМ (прокат № 3), в случае возникновения рекламаций на продукцию ПАО «АМКР», подрядная организация, выполняющая работы по устранению поверхностных дефектом металла, оплатит штрафы, но репутацию потеряет именно наше предприятие, ведь покупатели вряд ли будут интересоваться тем, что плохо сработал какой-то подрядчик.

Анна Адом отметила, что в случае брака репутация компании, действительно, страдает. Но если брак допустил наш сотрудник, единственное, что мы можем сделать – это лишить его премии или заменить. Но это не компенсирует те убытки, которые мы понесли – ни по исправлению брака, ни по репутации, ни по дальнейшему сотрудничеству с клиентом. Если же брак допустил подрядчик – то он компенсирует нам наши потери. Кроме того, сам подрядчик понимает, что в случае повторения ситуации – он может полностью лишиться контракта и зная это, может еще более жестко контролировать качество своих услуг.

Ещё один представитель проката № 3 рассказал о том, что для обоснования выведения за пределы предприятия функций, выполняемых обработчиками ППМ, используется определённая статистика. В частности то, что на данный момент 70% подобных работ выполняет фирма-подрядчик. Но этот объём работ целиком и полностью может быть выполнен самими прокатчиками нашего предприятия, убеждены в цехе, однако их постоянно «снимают» с основного места работы и командируют на другие работы в другие цеха.

Предцехком УКТРО ГД Елена Пантюх подчеркнула, что за годы её работы на ПАО «АМКР» не было позитивного примера выведения подразделений из состава предприятия. Например, компания, занимающаяся уборкой помещений, предоставляет дешевые услуги, но их качество оставляет желать лучшего. Уборщицы выполняют свою работу недостаточно хорошо, и вовсе не из-за того, что не умеют или не хотят делать лучше, а оттого что объёмы работ, которые им установила клининговая компания, – нереальны. При этом у них минимальная зарплата, и люди социально не защищены. Поэтому работники предприятия не верят в то, что другие подразделения, которые планируется вывести из состава предприятия, ожидает иная участь.

Указал на риски выведения подразделений в аутсорсинг и предцехком ЦПА Юрий Королёв, вспомнив об опыте выведения в 2002 году в аутсорсинг транспортного цеха на ЦГОКе. Там собственник обеспечил подразделение запчастями, которые могут понадобиться автомобилистам в ближайшем будущем, и в два раза поднял зарплату работникам, перешедшим в новое предприятие. И всё же оно просуществовало не более года. Когда собственник понял, что может лишиться этой функции, так как транспортный состав начал приходить в плачевное состояние, всё вернули на круги своя. Сейчас на ПАО «АМКР» имеются планы выведения в аутсорсинг ЦПА, однако никакой подготовки к этому не проводится. Работники цеха опасаются, что в случае, если эти планы будут реализованы, транспортное предприятие окажется нежизнеспособным.

Председатель профсоюзного комитета Юрий Бобченко подтвердил, что подобные опасные эксперименты не могут проводиться на градообразующем предприятии, и прежде чем что-либо менять в его структуре, необходимо тщательнейшим образом проанализировать последствия таких действий, а также изучить все альтернативные возможности.

Анна Адом согласилась с тем, что аутсорсинг – не простой шаг, и подходить к нему в администрации будут с осторожностью. В то же время ответственность за принятие подобных решений несут руководители на местах, так как именно они знают, будет ли это эффективным. Заместитель директора ДпоП по оптимизации бизнес-процессов и развитию функций уточнила, что перечень аутсорсинга пока не определён, и что оптимизация численности – последний вариант, к которому прибегают, когда других вариантов сокращения затрат нет.

Представителей из МРЦ волновала более серьёзная проблема – угроза полного сокращения, так как в отличие от прокатчиков, их не планируют выводить в аутсорсинг. При этом те виды работ, которые выполняют маляры, на предприятии по-прежнему более чем востребованы: «Нас всего-навсего 70 маляров, и цеха стоят в очереди за нашими услугами. Для выполнения малярных работ, кроме нас, уже привлекаются работники извне. Но их услуги стоят дороже, а качество выполняемой работы – ниже. Нередко мы идём и переделываем её после подрядчиков», – заметила работница подразделения.

В МРЦ откровенно не понимают, зачем привлекать к выполнению малярных работ других, если есть свои квалифицированные работники, прошедшие специальное обучение. В конце концов, люди готовы отказаться от некоторых льгот, если собственник не в состоянии их финансировать, но сохранить рабочее место. Непонятно работникам МРЦ, почему им не позволили уйти по СДУ: «Мы нужны были до сентября этого года, нам не давали уходить. Почему же нашу профессию не включили в программу по добровольному увольнению?», – спросила маляр и добавила, что многие её коллеги воспользовались бы такой возможностью, зная о предстоящем увольнении. Так у них был бы хоть какой-то задел на будущее, ведь возраст 80% женщин-маляров (малярные работы выполняют, как правило, именно женщины) – уже за 50 лет, т.е. трудоустроиться заново им будет чрезвычайно сложно.

Предучастком монтажно-ремонтного цеха Александр Силименев сделал акцент на том, что наши работники в отличие от подрядчиков более мотивированы трудиться добросовестно, а также добавил к сказанному то, что под сокращение, помимо маляров, попали ещё и изолировщики. Эти работники выполняют особо сложные работы по всем цехам, у них огромные нагрузки, вредные условия труда, при этом они выполняют свою работу качественно и в срок. Изолировщики приносят колоссальную экономию предприятию, ведь без качественной изоляции таких агрегатов, например, как нагревательные котлы или баки-сепараторы, тонны килокалорий уходили бы в воздух. И самое главное – других квалифицированных специалистов данного профиля в нашем городе нет.

Анна Адом пояснила, что происходящее – результат сложной ситуации, сложившейся на предприятии вследствие экономической ситуации на рынке, и меры, которые в данных условиях принесут предприятию выгоду, просчитывает не департамент по персоналу, для этого есть другие службы. Она предложила работникам, у которых имеются сомнения в целесообразности действий администрации предприятия «брать за руку своего руководителя» и обращаться в департамент по персоналу за разъяснениями и помощью в организации обсуждения спорных моментов. Анна Адом также отметила, что есть разные варианты снижения затрат, например, снижение заработной платы работникам или их поочерёдный выход в отпуска без содержания, которые позволили бы не увольнять людей, и предложила подумать над альтернативными вариантами «решения» проблемы.

Предцехком департамента по безопасности Ольга Трофименко высказала предположение, что если бы администрация больше сотрудничала с представителями профсоюзной организации, то можно было бы добиться больших успехов в плане экономии средств, и при этом не сокращать персонал. К сожалению, на данный момент это взаимодействие развито очень слабо. На это представители администрации заметили, как важно научиться общаться друг с другом.

Анджей Выпых согласился с тем, что большая часть прозвучавших комментариев вполне обоснованны, и их необходимо учесть во время принятия решения. А первый заместитель председателя профкома Наталья Маринюк уточнила, что переговоры с администрацией относительно дальнейшей судьбы вышеупомянутых подразделений ещё не завершены.

Работник ЦРО Владимир Близнюк заметил, что в настоящее время руководители высшего звена переведены на фиксированную оплату труда. Администрация предприятия обязывает их экономить, и они, дабы не рисковать своей зарплатой, идут по наиболее «лёгкому» пути – сокращают персонал. Если бы в их задачи входило снижение стоимости, но только не за счёт человеческого ресурса, таких масштабных сокращений бы не было. Он также предложил высшему менеджменту предприятия поинтересоваться обоснованной численностью персонала непосредственно у руководителей среднего звена, которые участвуют в производственном процессе.

Представители администрации пояснили, что для руководителей высшего звена прежде всего установлены технические показатели снижения затрат, т.е. топлива, энергоресурсов, сырья, увеличение выхода годного и т.д., что впоследствии влияет на затраты.

Предцехком доменного цеха № 2 Виктор Бондаренко предложил руководству ПАО «АМКР» не экономить на всём и вся, а искать дополнительные способы заработать: «Перед руководителями стоит цель – тотальная экономия, и они её выполняют. Над этой задачей работают также специальные группы. Может быть, пришло время искать новые источники дохода? Их, на самом деле, достаточно. Например, можно эффективно использовать вторсырьё».

Анджей Выпых признал, что думать о том, как заработать, а не экономить, – верный подход, однако сослался на то, что экономия в данном случае – это как раз один из способов обеспечить себе заработок. Так как цены на рынке металлопродукции упали за последний год, предприятию ничего не остаётся, как продавать собственную продукцию значительно дешевле, иначе покупатель просто не станет её брать. Потому руководство предприятия вынуждено изыскивать способы снижения себестоимости производства. Анна Адом уточнила также, что для развития новых проектов нужны инвестиции, и занимаясь непрофильным производством, ПАО «АМКР» скорее понесёт убытки, чем заработает прибыль. В то же время успешное развитие таких проектов возможно, если ими будут заниматься профессионалы, и руководство предприятия думает о привлечении для этого сторонних организаций.

Стоит отметить, что позиция профсоюзного комитета в отношении сокращения персонала остаётся неизменной. Юрий Бобченко подчеркнул, что профком настаивает на том, что консультации по данному вопросу должны проводиться не для «галочки», как это бывает сейчас, когда после консультаций без учёта мнения профсоюзной стороны, издаются приказы о высвобождении, против которых профком категорически возражает. Консультации должны проводится для выработки наиболее оптимального решения, максимально защищающего интересы работников в случае «оптимизаций».

Алина ДОЦЕНКО

Вы здесь: Главная Актуально Очередная волна оптимизации: важно максимально защитить работников (продолжение)