logo prof

Новый порядок предоставления жилищных субсидий

Предстоящее повышение тарифов на энергоносители для населения больно ударит по карману большинства украинцев. Государство обещает смягчить этот удар с помощью введения новой системы предоставления субсидий.

28 февраля на заседании Кабинета Министров Украины было принято соответствующее постановление «О внесении изменений в Порядок перечисления некоторых субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот, субсидий и компенсаций». Данное постановление ещё не опубликовано, однако в правительстве уверяют, что новая система субсидий по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, призванная компенсировать повышение тарифов, заработает с 1 мая 2015 года.

Чтобы узнать, кто именно по новым правилам может рассчитывать на государственную помощь в оплате коммунальных услуг, а также о том, какие данные необходимо будет указать при оформлении субсидий, мы обратились в управление труда и социальной защиты населения исполкома Дзержинского райсовета нашего города. Начальник отдела принятия решений о назначении социальной помощи Инна Цупренко рассказала, что на данный момент руководством министерства обнародованы основные нормы указанного постановления, однако некоторые его положения ещё могут уточняться.

Итак, кто имеет право на субсидию

Как и ранее, с октября 2014 года, право на субсидию имеют семьи, расходы которых на оплату жилищно-коммунальных услуг (исходя из социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования услугами) превышают размер обязательного платежа.

Размер обязательного платежа напрямую зависит от доходов конкретной семьи. Длительное время семьи, которым была назначена жилищная субсидия, платили не более 10% или 15% среднемесячного совокупного дохода в зависимости от состава семьи. Но с 1 октября 2014 года в силу вступили изменения в законодательстве, согласно которым обязательный процент платежа семьи за жилищно-коммунальные услуги начал определяться для каждой семьи индивидуально.

Вычислить его можно самостоятельно по установленной формуле, или же воспользоваться опубликованной на сайте Министерства социальной политики таблицей, в которой указано, какая часть семейного дохода (в процентах) составляет обязательный платеж за жилищно-коммунальные услуги в зависимости от дохода на одного члена семьи. Также на указанном сайте можно воспользоваться «калькулятором» (http://www.kmu.gov.ua/control/calculator) для определения ориентировочной суммы компенсации.

В общем случае для назначения жилищной субсидии будет приниматься в расчёт доход семьи за предыдущий календарный год без учета уплаченных налогов.

За субсидией должен обратиться зарегистрированный в жилом помещении член семьи, на которого открыт лицевой счет на оплату жилищно-коммунальных услуг. Правительство обещает разрешить обращаться за субсидией также гражданам, снимающим жилье на основании письменного договора аренды.

2015 1206 01Порядок обращения за жилищной субсидией

На данный момент, по данным Минсоцполитики, получателями субсидии являются 1,1 млн. украинских семей, и в министерстве обещают, что для них компенсация за жилищно-коммунальные услуги будет начисляться и далее. Всем остальным, кто претендует на получение субсидии после увеличения тарифов, а таких семей, как отметил заместитель министра социальной политики Василий Шевченко, может оказаться от 2,5 до 4 миллионов, по вопросу назначения жилищной субсидии необходимо обращаться в управление труда и социальной защиты населения по месту регистрации.

Новые правила начисления субсидий вступят в силу только в мае, однако уже в апреле всем домохозяйствам должны быть разосланы формы заявления и декларации для обращения за назначением субсидии.

Обеспечение потребителей бланками заявления и декларации возложено правительством на предприятия, предоставляющие коммунальные услуги.

В заявлении и декларации необходимо будет указать данные о жилищно-коммунальных услугах, которыми пользуется домохозяйство, перечислить всех зарегистрированных в жилом помещении членов семьи, и предоставить информацию о всех видах доходов, в том числе и от депозитов и сдачи жилья в аренду, получаемых жильцами, а также уведомить о тратах на приобретение товаров долгосрочного пользования, жилья, услуг, превышающих 50-кратную величину прожиточного минимума, и вероятно, общую площадь и тип жилья, необходимые для определения социальных нормативов.

Заполненные документы для назначения субсидии необходимо будет подать в районное управление соцзащиты по месту регистрации, или же отправить их получателю по почте. На их основании соцслужбы определят обязательный платеж, а разницу между суммой по счетам и обязательным платежом перечислят на счета предприятий ЖКХ. Информацию для назначения жилищной субсидии органы социальной защиты населения будут получать самостоятельно в порядке обмена данными с коммунальными предприятиями.

Анонсированный порядок предусматривает, что субсидия будет предоставляться на основании задекларированных заявителем данных. При этом проверка достоверности этих данных будет осуществляться органами социальной защиты уже после назначения субсидии, путем осуществления запросов в органы Государственной фискальной службы и Пенсионного фонда.

Получить субсидию станет проще

В общем случае для начисления жилищной субсидии будет приниматься в расчёт доход семьи за предыдущий календарный год без учета уплаченных налогов. Назначение субсидии будет происходить на основании всего двух документов – заявления установленного образца и декларации о доходах и расходах семьи, а сотрудникам управлений соцзащиты будет запрещено требовать от заявителей какие-либо дополнительные документы, кроме указанных.

Не исключена возможность назначения субсидии и исходя из данных о среднемесячном совокупном доходе за последние шесть месяцев, предшествующих обращению. Хотя для этого уже придётся предоставлять в органы соцзащиты населения справки о доходах членов семьи за указанный период.

Впрочем, уточнить уровень дохода семьи, хотя бы для себя, будет не лишним для того, чтобы не допустить ошибок при заполнении декларации. Возможно, для этого стоит заранее обратиться в бухгалтерию или налоговую службу. Дело в том, что за предоставление неполной или недостоверной информации заявителя будут ожидать штрафные санкции. Если выяснится, что скрыты какие-либо источники дохода, или фактические доходы семьи существенно превышают указанные, выплата субсидии будет прекращена, а заявителя могут обязать вернуть излишне перечисленную сумму компенсации в двойном размере. В то же время соцработники уверяют, что несущественные расхождения будут просто исправлены.

По новым правилам отменяются существовавшие ранее ограничения относительно имущественного состояния лиц, которые обращаются за назначением субсидий. Разрешается обращаться за субсидией семьям, где есть безработные (люди трудоспособного возраста, которые не работают, не учатся и не состоят на учете на бирже труда). Доход таких граждан предполагается учитывать на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Кроме того, не является препятствием для обращения за субсидией наличие двух квартир или двух автомобилей, сдача внаем жилого помещения. Единственным ограничением при получении государственной помощи станет осуществление единовременной покупки на сумму свыше 50 прожиточных минимумов.

Предполагается, что субсидии будут назначаться на 12 месяцев с месяца обращения, а по истечении этого срока не нужно будет снова подавать документы для её получения. Если состав семьи и уровень доходов останутся без изменений, органы социальной защиты населения выполнят расчет суммы компенсации на следующий период автоматически. Естественно, об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение жилищной субсидии (изменение в составе семьи, изменения перечня получаемых коммунальных услуг, покупка дорогих товаров или услуг), заявитель обязан сообщить в органы соцзащиты в течение месяца, даже если срок действия субсидии ещё не истёк.

* * *

Размер обязательной части платежа за жилищно-коммунальные услуги для получателей субсидий определяется следующим образом:

1) рассчитывается среднемесячный доход на одного члена семьи за предыдущий календарный год (годовой совокупный доход домохозяйства, т.е. всех зарегистрированных в квартире жильцов, необходимо разделить на их количество и на 12 месяцев);
2) вычисляется процент обязательной оплаты за жилищно-коммунальные услуги от дохода семьи (среднемесячный доход на одного члена семьи делится на двукратный размер прожиточного минимума (в данный момент общий показатель прожиточного минимума составляет 1176 грн.), и умножается на базовый коэффициент 15%;
3) размер обязательного платежа домохозяйства равняется произведению процента обязательной оплаты на среднемесячный совокупный доход домохозяйства. Если фактический размер счёта за ЖКХ превышает полученный результат, семья имеет право на получение субсидии. Её размер будет равняться разнице между начисленной платой за коммунальные услуги и размером минимального платежа.

* * *

• Пример

Среднемесячный совокупный доход семьи из четырех человек (двое взрослых и двое детей), составляет 8000 грн., площадь квартиры и используемые коммунальные услуги, за которые домохозяйству насчитывается 1200 грн. в месяц, находятся в рамках социальных норм потребления. Полагается ли такой семье субсидия?

Среднемесячный доход на одного члена семьи составляет 8000:4=2000 грн., исходя из этого, процент обязательного платежа равняется 2000:(2x1176)x0,15=0,1276 (т.е. 12,76%). Таким образом, размер обязательного платежа за коммунальные услуги равен 8000x0,1276=1020 грн. Следовательно, данной семье положена субсидия в размере 1200 – 1020=180 грн. в месяц.

* * *

С 1 октября 2014 года действуют социальные нормы жилья (для оплаты пользования жильем, централизованного и индивидуального отопления) и социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами (централизованное снабжение холодной и горячей водой, централизованное водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, вывоз бытовых отходов) для предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, установленные Постановлением Кабинета Министров Украины от 06.08.2014 № 409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания». В частности:

– социальная норма жилья составляет 13,65 кв.м. на каждого члена семьи + 35,22 кв.м. на семью;
– потребление природного газа для квартир с газовыми плитами – 9 куб.м. на человека из расчёта, что газ идёт на приготовление еды и подогрев воды;
– потребление холодной воды при централизованном водоснабжении и при отсутствии централизованного снабжения горячей водой – 4,0 куб.м. на человека;
– потребление электрической энергии в домах, не оборудованных стационарными электроплитами и при отсутствии централизованного снабжения горячей водой – 120 кВт*час на семью из одного человека + 30 кВт*час на каждого следующего члена семьи.

* * *

Перечень документов для назначения субсидии:

Заявление и декларация установленной формы о доходах и расходах лиц, зарегистрированных в жилом помещении. Остальные сведения, необходимые для назначения субсидий, органы социальной защиты населения запрашивают у предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.

Материал подготовила Алина ДОЦЕНКО

Comments

Alina 11.08.2015 11:58 #1
Если мне отключили газ за долги,могу ли я расчитывать на субсидию?или субсидию предоставят только после выплаты долга?
Quote

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Вы здесь: Главная Газета «Вместе профинфо» Полезно знать Новый порядок предоставления жилищных субсидий