logo prof

Два закона диалектики

Вот уже четвёртый год, ежедневно, по дороге на работу, проходя через подземный переход в районе третьего участка, я вспоминаю о первом законе диалектики. Читатели старшего поколения, кому в своё время «посчастливилось» изучать диалектический материализм, наверняка поймут, что речь идёт о единстве и борьбе противоположностей.

Признаюсь честно, что, несмотря на старания моего преподавателя, я так и не заучил точную формулировку того злосчастного закона, однако его парадоксальное название запомнил навсегда. Единство и борьба противоположностей – не знаю почему, но именно это словосочетание память услужливо подсовывает мне всякий раз, когда я утром спускаюсь в переход, расположенный напротив памятника Якову Веснику.

В данной заметке речь пойдёт о противоположностях, которые объединены общей идеей – оставить на поверхности стен подземного сооружения какое-нибудь изображение. Граффити – именно так называется эта напасть.

Какие только рисунки и надписи не появлялись в подземном переходе на третьем участке за последние годы! Гигантские переплетённые между собой буквы, многие из которых совершенно нечитабельны, соседствуют с так называемыми тегами – каракулеобразными автографами граффитчиков, больше похожими на арабскую вязь. Политические и патриотические лозунги, трафаретная реклама здорового образа жизни, матерные стишки, портреты революционеров, коммунистическая и националистическая символика, всевозможная аббревиатура и зашифрованные числовые комбинации, смысл которых иногда совершенно непонятен или, наоборот, понятен слишком хорошо – всё это появляется на стенах перехода с завидной частотой.

Иной раз бывает забавно наблюдать за противостоянием идеологических соперников, которые с аэрозольными баллончиками с краской доказывают по ночам правильность именно своих убеждений. Они с остервенением зачёркивают, закрашивают, замарывают следы деятельности своих прин­ципиальных оппонентов, нанося сверху свидетельства собственного и, как им кажется, истинно верного мировоззрения.

2015 0601Периодически, два раза в год, в подземный переход спускаются люди в оранжевых жилетах, надетых поверх спецовок, и полностью очищают его внутреннее пространство. Они соскребают с вертикальных поверхностей давно уже никому ненужные рекламные объявления и политические прокламации, и тщательно закрашивают стены какой-нибудь светлой краской. Признаюсь: в те считанные дни, когда переход стоит девственно чистым и светлым, я, проходя по нему, испытываю умиротворение.

Подземное сооружение в районе третьего участка находится на балансе Коммунально-хозяйственной деятельности и благоустройства ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог», однако обслуживают его работники подрядной организации, осуществляющие уборку на территории нашего предприятия. Именно эти люди каждые полгода приводят в порядок пространство под проезжей частью улицы Орджоникидзе. Они же еженедельно убирают в подземном переходе и видят, как результаты их труда практически сразу же начинают загаживаться новыми рисунками и надписями.

Я не зря начал эту заметку с упоминания о единстве и борьбе противоположностей. И те, кто, оппонируя друг другу, покрывают стены всевозможными уродливыми каракулями и крикливыми фразами, и те, кто с этими изображениями борются, беспощадно их закрашивая, в общем-то, делают одно и то же дело. Таким образом, они подтверждают первый закон диалектики.

В связи с этим, я предпочёл бы, в подземном переходе на третьем участке увидеть, наконец, проявление не первого, а второго закона диалектического материализма. Он называется «Переход количественных изменений в качественные». Мне очень хочется, чтобы на стенах вместо множества разноцветной мазни и словесного мусора появилось действительно высокохудожественное (пускай читатель простит мне это высокопарное словцо) произведение, которое уже не надо будет закрашивать каждые полгода и на которое ни у кого не сможет подняться рука.

В прошлом году на нашем предприятии прошёл конкурс граффити, посвящённый охране труда. Тогда гигантское изображение украсило торцовую стену одного из административных зданий коксохимического производства. Оно и сегодня радует глаз. Неплохо было бы данный конкурс провести и в нынешнем году – подземный переход на улице Орджоникидзе прекрасно для этого подходит.

Алексей МИЧКОВ, фото Влада ХОМЕНКО